Методическая копилка
Конспект занятия по образовательной области: «Ребенок и природа» «Поможем Царице-Природы»
Конспект занятия по образовательной области: «ребенок и природа»
Тема: «Поможем Царице-Природы»
Программные задачи: формировать представления о признаках растений как живых существ: питаются, размножаются, дышат, растут, размножаются. Закрепить умение называть 4 комнатных растения (традесканция, амариллис, декабрист, плющ). Закрепить умение узнавать и называть виды перелетных, зимующих, домашних птиц. Систематизировать умение группировать животных по природно-климатическим зонам. *Развивать умение устанавливать 1-2 пищевые цепочки в лесном сообществе. Развивать умение проявлять правила культурного общения со сверстниками; память, мышление, уверенность в себе. Воспитывать бережливое отношение к природе.
Материал: д.и «Рассели птиц», д.и. «Что за цветок», макеты природно-климатических зон (Лес, Саванна, Антарктида), животные леса, саванны, Антарктиды, картинка дерева, письмо, обручи, 2 мусорки, «мусор».
Словарная работа: плодоносит, Саванна, Антарктида. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, разучивание стихотворения, беседа о природно-климатических зонах и животных в них обитающих, работа в уголке природы, изучение названий цветов, беседы о природе, наблюдения за объектами природы.
Ход занятия: (дети заходят в группу, становятся у стульчиков)
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие.
К нам в группу пришли гости.
Дети: Гости дорогие, важные такие,
В группе здесь у нас сидят,
Строго все на нас глядят.
Зоя: Строго? Нет, не строго,
А с улыбкой очень тёплой и простой
Гости нас встречают добротой.
- Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями.
- А теперь присаживайтесь на стульчики.
Сели все прямо, спинку держим ровно.
- Знаете ли вы, что такое природа?
(ответы детей).
Природа-это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.
Природа бывает живой и неживой. Что относится к живой природе?
(растения, животные, насекомые, цветы, человек).
- Почему?
Что дышит, питается, растёт, развивается - всё относится к живой природе.
-Что относится к неживой природе?
(ветер, снег, вода, воздух, солнце, песок, земля).
- Сможет ли наша планета Земля существовать без неживой природы? Почему?
(всему живому для роста нужна вода, воздух, солнечное тепло).
(Вдруг раздается стук в дверь. Воспитатель выходит в раздевалку. Заносит письмо.)
В: Ребята, приходил почтальон, принес письмо от Царицы Природы, кажется, она услышала нашу беседу и поэтому решила написать нам, прочтем, что в письме? (Читает)
«Дорогие ребята, пишет Вам письмо Царица – Природа. Наша планета Земля в большой опасности. Очень плохие и злые люди стали обижать животных, ломать деревья, рвать цветы, разорять гнёзда птиц, раскидывать мусор. Я одна уже не в силах справиться. Вся природа засорена. Если так будет продолжаться, наша планета Земля скоро погибнет. Не останется ни растений, ни животных, ни птиц, ни чистого воздуха. Прошу вас помогите мне навести порядок в природе. Я буду Вам очень благодарна, если вы не откажете мне в помощи. Чтобы мне помочь, вам надо пройти несколько испытаний».
Воспитатель: Вы готовы помочь Царице Природы? Справимся ли мы с заданиями?
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде, чем отправляться в мир природы, мы должны вспомнить правила поведения в природе. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо - хлопайте, если плохо – топайте.
Если я приду в лесок и сломаю ветку? (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу салфетку? (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Топают)
Если мусор уберу, также, как и банку? (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Хлопают)
Тогда отправляемся в путешествие в мир природы. Вокруг себя повернитесь и в мире природы очутитесь.
Воспитатель: Вот мы и в мире природы, первое задание – это отгадать загадку:
(педагог загадывает детям загадку):
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Дети: дерево.
Воспитатель: совершенно верно - это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет?
Дети: живое.
Воспитатель: почему так думаете?
Дети: потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?
Воспитатель: Влад начни. Какую часть ты взял?
Влад: корни.
Воспитатель: корни, что делают?
Влад: поглощают воду и питательные вещества из почвы.
Воспитатель: а еще корни удерживают дерево. Карина, ты какую часть взяла?
Карина: ствол.
Воспитатель: какую функцию выполняет ствол?
Карина: по стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
Воспитатель: София, какую часть дерева взяла ты?
София: крона.
Воспитатель: Какую функцию выполняет крона дерева?
София: Крона дерева плодоносит.
Воспитатель: молодцы ребята! С первым заданием мы справились. Отправляемся на следующую станцию.
Воспитатель: А вот и следующая остановка. Ребята, здесь разорваны цветы, давайте соберем их из частей и вспомним их название. Молодцы ребята. Отправляемся дальше, следующая станция «Животные».
В: Мир животных очень разнообразен.
Животный мир является одним из основных частей природы
Воспитатель: Именно от людей во многом зависит жизнь и разнообразие животного мира. Ой, ребята, здесь тоже непорядок. Все животные перепутались. Посмотрите внимательно. Что здесь не так? Какие природно-климатические зоны вы видите перед собой?
Дети: Лес, Саванна, Антарктида.
В: Правильно. У каждого животного есть своя родина, свой дом. Следующее задание для нас. Распределить животных по домам.
Воспитатель смотрит. Если есть ошибки, исправляет вместе с детьми.
Воспитатель: Назовите животных, которые обитают в Антарктиде/Саванне/Лесу.
Воспитатель: Полина, составь пищевую цепочку леса.
Полина: Медведь, рыба, водоросли.
Воспитатель: Артем, составь еще одну цепочку.
Артем: Волк, кабан, желуди.
Воспитатель: Отлично! Отправляемся дальше! Ой, а что это такое? (На полу лежит обруч, а в нем рассыпан мусор). Сколько мусора! Ребята, что надо сделать? (ответы детей). Правильно! Надо собрать весь мусор, чтобы стало чисто. (Физкультминутка «Соберем мусор») Поделитесь на две команды, вам необходимо добежать до обруча, взять одну часть «мусора», прибежать обратно и выбросить ее в корзину и стать в конец строя. 1,2,3 начни!
Воспитатель: А вот и следующая остановка. Ребята, какая остановка? «Птичья», правильно.
В: Молодцы. У каждого из вас есть карточка. На этих карточках должны быть птицы: перелетные, зимующие и домашние. Вам необходимо найти и прикрепить правильно птиц к вашим карточкам.
В.: назовите перелетных птиц (дети отвечают), назовите зимующих птиц (дети отвечают), назовите домашних птиц (дети отвечают).
В: Ну, что, ребята, все задания мы прошли. Пора возвращаться в детский сад?
Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.
В: Вот мы и оказались в детском саду. Как вы думаете, мы справились с заданиями? Мы помогли Царице – природе? (ответы детей)
В: Я так думаю, что Царица – Природа будет нами довольна.
Рефлексия: А теперь возьмёмся за руки, сделаем большой круг. Ребята, скажите, понравилось вам наше занятие и что нового и интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей) Ребята, давайте навсегда запомним, что мы должны беречь, охранять, заботиться и любить все живое на земле! А Царица-Природы отправила вам подарки, которые вы сможете найти в своих шкафчиках.
Конспект занятия «Беларусь — наш край родной»
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество»
На тему «Беларусь — наш край родной»
Форма проведения : игра КВН
Возраст: старший дошкольный возраст
Подготовила:
Воспитатель 2 квалификационной категории
Татьяна Васильевна Чучва
Программные задачи:
1.Систематизировать представления детей о своей Родине – Республике Беларусь, её столице, областях и областных городах, о природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, клевер).
2.Развивать интерес к Государственному гербу и Государственному флагу, как к главным символам страны.
3.Развивать память, внимание, мышление,
4.Воспитывать патриотические чувства любви и привязанности к Родине, чувство собственной ответственности за результаты общих дел, эмоциональную атмосферу в группе.
Оборудование: Макет географической карты Республики Беларусь по областям, детали областей(каждая область) ,эмблемы команд васильки и зубры, дидактическая игра «государственные символы РБ», кубик с природными символами РБ, звезды, медали для награждения, аудиозапись гимна РБ.
Ход занятия
1.Вводная часть. Звучат фанфары КВН (дети заходят в группу)
Воспитатель: И стар, и млад, играют в КВН.
Ему все возрасты покорны.
Седой профессор, школьник и студент
В борьбе за первенство упорны!
Сегодня мы с вами поиграем в игру, о которой вы, конечно же, слышали не раз.
- Ребята как вы считаете, интереснее играть одному или с друзьями?
Дети: - С друзьями.
Воспитатель:-Поэтому, я предлагаю вам сыграть в КВН. Тема нашего сегодняшнего КВН «Беларусь — наш край родной». А сейчас, прежде чем начать наш КВН традиционно исполним гимн нашей страны .(исполняем гимн РБ)
Воспитатель:- КВН – это командная игра. Поэтому мы разделились на две команды. Каждая команда выбрала название и капитана. Первая команда «Васильки» ,вторая команда «Зубры».
За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда будет получать 1 звезду. Во время проведения игры вы должны внимательно слушать задания, и чтобы я услышала правильный ответ, вы должны не выкрикивать ответы, а поднять руку.
Затем мы подведём итоги нашей игры, подсчитав полученные звезды каждой из команд, и узнаем, какая же команда была самой внимательней и сообразительней.
А оценивать вашу работу будет наши гости , они же жюри.
Воспитатель:-Итак, мы начинаем наш КВН. Команды поприветствуйте друг друга.
«Васильки» девиз : «Один ум хорошо, а много – лучше».
«Зубры» девиз: «Знание – это сила»
А теперь давайте поприветствуем наше жюри.
Обе команды (обращаясь к жюри).
Ах, жюри, жюри, жюри
Ты нас строго не жури!
А суди ты справедливо,
Будем мы играть красиво!
Команды занимайте свои места.
2.Основная часть.1 тур «Разминка»
«Вопросы-ответы» За каждый правильно отвеченный вопрос игроки получают одну звезду. Команды отвечают по очереди.
- Как правильно называется государство, в котором мы живем? (Республика Беларусь)
- Кто является президентом нашей страны? (А. Г. Лукашенко)
- Назови государственные символы нашей страны? (Флаг, герб, гимн)
- Какой город является столицей нашей Республики? (Минск)
- Сколько областныхцентров в нашей стране? (6)
- Какой язык является родным для белорусов? (Белорусский)
- С какими странам граничит Республика Беларусь (Россия, Украина, Литва, Латвия, Польша)
- Назови названия областныхгородов нашей страны (Минск, Могилев, Гомель, Гродно, Брест, Витебск)
- В каком городе живем мы с вами? (Гродно)
- Из каких цветов составлен государственный флаг Беларуси? (Красный, зеленый)
Воспитатель:
- Тур «Кто быстрее?»
Две команды за равный отрезок времени должны собрать карту Республики Беларусь из областей. Ребята поочередно закрепляют области Республики на фон. За правильно выполненное задания команда получает одну звезду.
Воспитатель:- .А сейчас давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка «Мы –беларусы!» (под музыку)
- Тур «Литературный ринг»
Воспитатель:- А сейчас у нас будет литературный ринг. Я буду вам говорить пословицу о Родине, а вы должны будете ее закончить. Не забываем поднимать флажок, когда знаем правильный ответ. Все игроки получают по одной звезде.
1.В своем краю как в раю.
2.Человек без Родины - соловей без песни.
3.Кожнаму свой куток мілы.
4.Родина начитается с семьи.
5.Где родился - там и пригодился.
6.Усюды добра, а дома лепей!
7.Если дружба велика, будет Родина крепка.
- На чужой стороне и весна не красна.
- Тур «Государственная символика Республики Беларусь»
Нужно правильно распределить все подходящие элементы к Государственному гербу и Государственному флагу. Дети, справившиеся с заданием, получают одну звезду.
5.Тур «Шесть чудес Беларуси»
Ребята, вы прекрасно знаете, что наша страна имеет не только государственные символы ,а также природные. Каждая команда по очереди бросает кубик и рассказывает значение природного символа.
Зубры — не только визитная карточка богатого и разнообразного животного мира Беларуси, но и символ самой страны.
Аист – символ верности, преданности и родительской любви.
Сосна - один из природных символов Беларуси. Вечнозеленая сосна - это символ бессмертия и жизненной силы. Сосна символизирует в основном стойкость и долголетие.
Василек- использовали и как символ нежности, преданности и надежности.
Лен – символ добра и достатка.
Клевер – символ связи с созидательным миром животных: коровой, овцой, т. к. для них это лучший корм.
Дети, справившиеся с заданием, получают одну звезду.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: -Ребята, вот и закончился наш КВН. Вы молодцы! Справились со всеми заданиями! В этой игре вы показали не только хорошие знания, но и проявили ум, находчивость и сообразительность. А самое главное – вы были единой и дружной командами.
Вам понравилась наш КВН? Были ли у вас сложности? Благодарим участников команд за их находчивость, смекалку и упорство в достижении славы и успеха.
А теперь пришло время подвести итоги нашей игры. Жюри подводит итоги.(награждение участников медалями юных патриотов)(музыка «Моя Беларусь»)
-Ребята, Вы – будущее нашей Родины. Важно, чтобы с детских лет вы любили и знали край, где живете, гордились за свою страну. Когда вы станете взрослыми, получите профессию. Кто-то из вас станет хорошим врачом, учителем, инженером, спортсменом. Вы будите трудится и своими достижениями прославлять нашу Родину.
Конспект занятия «Расскажем Мишке о безопасности»
Конспект занятия во второй младшей группе
Образовательная область: Ребенок и общество
Тема: «Расскажем Мишке о безопасности»
Подготовила:
Воспитатель 2 квалификационной категории
Анастасия Сергеевна Болтак
Программные задачи:
- Систематизировать представления об огнеопасных предметах и острых предметах, которые могут нанести вред здоровью, пешеходном переходе «зебра», дорожном знаке «Пешеходный переход» и закрепить представления о сигналах светофора;
- Развивать умения соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе, на дороге;
-Развивать память, мышление внимание;
-Воспитывать элементарную культуру поведения на дороге и дома, бережное отношение к своему здоровью.
Материалы: медведь, 2 корзины, опасные предметы, игрушки, картины «Мальчик играет со спичкой», «Дети играют на дороге», «Дети толкаются на лестнице», макет дороги с зеброй, светофор, дорожный знак «Пешеходный переход», декорации жилых домов, раскраски по безопасности.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Приветствие.
Ребята, к нам сегодня пришел очень необычный гость. Хотите узнать, что это за гость? Послушайте загадку:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
(Дети садятся на стульчики. Стук в дверь. Звучит музыка. В группу входит медвежонок, у которого забинтована лапа и голова, и несет в руках корзину с игрушками).
- Основная часть:
- Здравствуй, Мишка! Что с тобой случилось? Почему ты забинтован?
Мишка: Я решил поиграть с игрушками и поранился.
Воспитатель: Как вы думаете, разве можно пораниться об игрушки? (Ответы детей).
В-ль: Нам Мишка принес в корзине свои игрушки. Давайте посмотрим, с чем же он играл.
(Воспитатель ставит корзину на стол, поочередно достает различные предметы.)
В-ль: Ребята посмотрите, что это? (Ответы детей)
В-ль: Правильно, это ножницы. Можем ли мы с ними играть? Почему? (Ответы детей).
В-ль: Давайте, безопасные предметы будем складывать в контейнер с зеленым кружочкам, а опасные я положу в корзину с красным кружочкам.
(Таким образом, достаются безопасные предметы: кубики, мяч, машинка, мягкая игрушка).
В-ль: Какие вы молодцы! Знаете, с чем можно играть, а с чем нельзя играть.
Ребята, помните, играть со спичками, ножницами, ножом нельзя, так как может случиться большая беда.
В-ль: Мишка, присоединяйся к нам, мы расскажем тебе о правилах безопасности, чтобы в следующий раз ты не попадал в неприятности.
- Ребята, давайте поможем нашему Мишке и объясним ему, что нельзя делать и почему.
Игра с картинами «Азбука безопасности» (дети стоят перед доской полукругом)
(Поочередно выставляю картины с изображениями и задаю детям наводящие вопросы)
Разбор картины игра со спичками
-Ребята, посмотрите, что вы видите на этой картине? (дети играют со спичками)
-Скажите, а можно играть со спичками? (Нет, нельзя)
-А почему нельзя играть со спичками? (Потому, что может произойти пожар)
Разбор картины игра на дороге
-Посмотрите на эту картину. Что неправильно делают дети на этой картине? (Дети играют на дороге)
- Можно ли так делать? (Нет, нельзя)
-Почему нельзя? (Потому, что можно попасть под машину, получить травмы).
Ситуация «Спускаемся с лестницы»
- Посмотрите на эту картину. Какое правило безопасного поведения нарушают дети на этой картине?
- Почему нельзя толкаться? (Потому что может упасть другой ребенок и удариться)
-За что нужно держаться, когда спускаемся по ступенькам? (за перила)
В-ль: Вот видите, ребята, чтобы не получить травму, нужно всегда соблюдать правила безопасного поведения, и дома, и в группе, и на дороге.
В-ль: Мишка, а ты знаешь, как правильно переходить дорогу? (нет)
Слушай нас внимательно, сейчас мы тебе всё расскажем.
Ребята, закройте глаза, повернитесь. Давайте представим, что мы оказались на оживленной улице города.
- Кто мы с вами? (пешеходы)
Посмотрите, сколько машин на дороге. И все они едут, и не сталкиваются.
Давайте с вами узнаем, кто является главным помощником на дороге. А чтобы это узнать, отгадайте загадку:
Он стоит у перехода.
В зной стоит и в непогоду.
Наш помощник с давних пор –
Работяга – ... светофор. (показать светофор)
Воспитатель: Правильно, ребята, это светофор.
В-ль: На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (ответы)
- А, что обозначает красный сигнал? (ответы)
- Что обозначает желтый сигнал? (ответы)
Игра «Мы - пешеходы»
А теперь предлагаю вам поиграть. Посмотрите, перед нами дорога, и нам нужно перейти на другую сторону. Дорогу можно переходить в определенном месте. Это место подскажет нам дорожный знак «Пешеходный переход» (показываю), на нем изображен идущий человек, а на дороге он обозначается «зеброй» - это черно-белые полосы.
Чтобы нам безопасно перейти дорогу, послушайте сначала правила:
На красный свет нужно стоять на месте,
На зеленый – перейти дорогу.
(У пешеходного перехода стоят дети. Все ждут разрешающего сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Воспитатель показывает разные цвета светофора и говорит «Внимание, красный и т.д., дети выполняют движения согласно правилам. Дети переходят дорогу). Игра проводится 2-3 раза.
В-ль: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались во дворе. Скажите, детям можно играть во дворе? (да)
Давайте с вами еще поиграем и заодно расскажем Мишке, как нужно соблюдать правила безопасного поведения.
Игра « Да или нет» (с мячом) (дети стоят в кругу)
В-ль: Игра называется «Да» или «Нет»
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите «Да» или «Нет».
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют? (нет)
Под столом играет Света,
Зажигает она свечи.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (нет)
Вот на светофоре горит красный свет.
Можно пройти через улицу? (нет)
Ну, а зеленый горит -
Вот тогда можно идти через улицу? (да)
Дорогу, даже на зеленый свет,
Лучше перебегать как можно быстрее? (нет)
Если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)
Мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (нет)
Дорожные знаки нужно знать водителю и пешеходу? (да)
Мишка: Молодцы, вы хорошо знаете правила безопасного поведения на дороге и дома. Но их так много, что я сразу все не запомнил (грустит).
- Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте поможем мишке вспомнить какие правила безопасного поведения на дороге и дома нужно всегда соблюдать.
- С чем нельзя играть?
- Где детям можно играть на улице?
- На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
- В каком месте можно переходить дорогу?
- Какой знак указывает нам, что здесь можно перейти дорогу?
Мишка: Вот, спасибо, вам друзья. Теперь я тоже запомнил все правила и расскажу о них своим друзьям, чтобы они не попали в беду.
В-ль: Помни, Мишка, все правила эти и не попадай больше в неприятности, иначе может случиться и не такая беда. Выздоравливай и приходи к нам в гости.
- Ребята, чтобы вы навсегда запомнили правила безопасного поведения, я приготовила для вас вот такие памятки, (раскраски знак «пешеходный переход» и светофор), чтобы вы смогли раскрасить их и еще раз вспомнить о правилах безопасности.