ИГРАЙ-КА

ИГРА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

        Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей  в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети  обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками  и взрослыми.

         Могучую силу игры отмечал Ян Амос Коменский.  Он считал, что дети  отражают в игре серьезные стороны жизни.

         В игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдение, тем богаче игры детей по своему содержанию, в разные периоды жизни нашего Отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события, факты. Так, в 30-е годы они играли в "папанинцев", а  уже в 60-е - в "космонавтов. В 2000-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.

         Игра - это особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная деятельность, но в воображаемых обстоятельствах. Кроме того игра - самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же выбирает партнеров. В последнем случае дети придумывают сюжет игры, правила, распределяют роли и намечают ее окончание с определенным результатом.

Картинки по запросу картинка устав дошкольного учреждения

      Игра - не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считать с интересами и требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащают словарь.

         По инициативе педагогов чаще всего организуются дидактические игры, цель которых - умственное развитие ребенка. Дидактические игры проводятся как в специально отведенное время на занятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Это могут быть игры с одним словом или несколькими словами, сочинение рассказов о любимых игрушках и т.д. Дети любят игры - ответы на вопросы воспитателя: "Где  лежат вещи?", "Какие животные встречаются в лесу?", Где растут овощи?" и т.п. К ответам на такие вопросы детей готовят, а затем учат рассказывать о лесе, животных, сказочных героях, героях мультфильмов и.д.

         Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свой словарь.

       Обязательным элементом дидактических игр являются следующие: отражение содержания учебного материала, выделение итогов игры, т.е. ее конечный результат. Дидактическая игра носит обучающий характер и по своему оснащению и действиям играющих не должна отвлекать ребенка от главного - освоение и закрепление определенных новых или повторения уже известных знаний. Если с детьми на занятиях проводится дидактическая игра, направленная на освоение таких понятий, как "величина", "больше", "меньше", то подбираются задания, связанные с этими понятиями. Например, детей просят подобрать мишкам разной величины одежду соответствующего размера. Дети берут мишку и среди предложенных вещей находят нужную шубку, штаны, рубашку. Эта игра для детей младшего возраста. Чем старше дети, тем сложнее дидактические игры.

         В среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре. а учатся сравнивать предметы по цвету, размеру, назначению, т.е. группируют их на основе определенных (общих) признаков. Дидактические игры с детьми среднего дошкольного возраста, опирающиеся на их желание фантазировать, способствуют развитию воображения. В процессе игры ребенок учится объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

         В практике работы воспитателей различают дидактические игры с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные, музыкальные.

Изображение