Страничка музыкального руководителя

Особенности обучения детей дошкольного возраста
искусству хореографии

         Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. 

    Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

          Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

     Об успехах детей свидетельствуют выступления перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада.

      Эанятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

     Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.

     Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

     Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

 

МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, РЕЧЬ

Музыкально-пальчиковые игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста

     В современной логопедии принцип  раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст – период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в ДУ, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

     Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.

     Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,  и объединив материалы разных авторов,  я  решила провести  углубленную работу в этом направлении.

    В свое время И. Кант  мудро изложил:  «Рука - это вышедший наружу мозг человека».

         Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок, Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом - ходьба, бег, прыжки.

     С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая или пропивая  при этом частушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

     Вспомните всем известную игру в «Ладушки», в которую играли еще наши далекие предки. Это не просто народная пальчиковая игра под песенку-прибаутку. Это специальные упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия, которые также развивают мелкую моторику, стимулируют нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, регулируют деятельность полушарий мозга.

     Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

     Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Но эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель).

      В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов, возможно, предупредить и  преодолеть  имеющиеся  у детей дефекты.

      Проблемами взаимодействия различных специалистов при организации работы по профилактике  и коррекции речевых дефектов у детей дошкольного возраста изучались многими авторами (Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркиной, и т. д.) На сегодняшний день особую актуальность приобретает организация такой модели работы, которая бы объединила усилия  таких специалистов, как учителя - логопеда и музыкального руководителя.

      Эта модель работы  должна наиболее полно раскрыть содержание принципа комплексности, который предполагает тесное взаимодействие всех структурных компонентов сложной функциональной речевой системы и в связи с этим предусматривает воздействие на все её стороны.

     Работа музыкального руководителя тесно связана с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением к его работе  по преодолению  и профилактике речевых нарушений у детей, особенно раннего и младшего дошкольного возраста.

     Замечательный  музыкант и педагог  Карл Орф,  считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребенка.

      Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений,  коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки,  движений и речи.

      Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает движениям энергию или легкость, размах или сдержанность, и в тоже время содействует их непринужденности. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

      Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.   

      Одним из направлений  совместной  деятельности  музыкального руководителя и учителя – логопеда  являются  музыкально – пальчиковые игры.

      При подготовке к занятию учитель – логопед осуществляет подбор речевого материала, а музыкальный руководитель – музыкального сопровождения, ориентируясь на возрастные, речевые и моторные возможности детей.

      Мы предлагаем вам познакомиться с особенностями выполнения  музыкально - пальчиковых  упражнений и их  видами. А музыкальное сопровождение не составит труда подобрать каждому музыкальному руководителю индивидуально.

      Хочется отметить, что виды  музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.

      На начальном этапе, в возрасте ребенка до двух лет   взрослый пальчиками малыша выполняет совместные движения.

      Ближе к двум годам ребенок уже способен  выполнять эти упражнения уже самостоятельно.

      Упражнения выполняются под специальное музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Также благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом педагог будет напевать, тогда текст пальчиковой гимнастики легко подхватывает малыш. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками, затем с переходом от левой руки к правой и обратно.

      Виды пальчиковой гимнастики:

 1. Игры-манипуляции:

«Ладушки - ладушки» -  дети ритмично хлопают в ладоши,

«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

     Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

 2.  Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.

 Стенка, стенка, (потрогать щечки)

Потолок, (потрогать лобик)

 Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)

 Дзинь — звонок! (нажать на носик)

 К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

 3.  Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.

 Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

      С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.

«Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их.

 «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

      В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

       В заключении, хочется отметить, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной  сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и  устранению речевых нарушений у детей. 

 

В мире музыки

      Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка.. Игра на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические навыки.

      Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.

      Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих. Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

- Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?

- Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.

      Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

      Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? 

      В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.

- Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.

- Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.

- Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.

      И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

- Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.

- Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.

      Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

 

 

                                      Музыка и всестороннее развитие ребёнка

         Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия для формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.          
            
                   Музыка – средство эстетического воспитания ребенка

         Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различны видам художественной деятельности.

         Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.  Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции. Обязательно надо слушать с ребенком дома музыку, а именно, классическую. Ритмичное звучание марша вызовет у него радость, подъем, а пьеса о заболевшей кукле заставит грустить.

         Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать яркие и понятные музыкальные явления. Дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают структуру произведения (запев и припев песни, три части в пьесе и т.д.). После нескольких прослушиваний у ребенка появляется запас любимых мелодий, которые закладывают первоначальные основы музыкального вкуса.

         Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Поощряйте творческие проявления ребенка. Пускай он импровизирует под музыку, придумывает свои движения. Знакомые танцевальные движения можно применять в новых комбинациях и вариантов.

         С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

                   Музыка – средство формирования морального облика ребенка
          Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает  подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя ребенка с произведениями различного эмоционально-образного содержания, родители побуждают их к сопереживанию.

         Для формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народное песенное творчество, традиции, обычаи, духовную культуру своего народа. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить ее опыт восприятия, различить смену настроения, прислушаться к звучанию различных инструментов, научится воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей. 

         Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка (А. Вивальди, И.С. Бах, В.А. Моцарт).

                       Музыка – средство активизации умственных способностей
            Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требует внимания, наблюдательности, сообразительности. После прослушивания музыкального произведения с ребенком, необходимо спрашивать какие он получил впечатления, что он представил себе во время звучания музыки. Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные  творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает сой вариант мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждает детей изобразить картину жизни, персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово.

                       Музыка – средство физического развития
          Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения и дыхания. Умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

         Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

         Занятия ритмикой на взаимосвязи музыки и движения, улучшат осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

         Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность, движение од музыку поможет развить ребенка физически.

Источники: 
1) Ветлугина Н. А., Кенеман А. В.
Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— М.: Просвещение, 1983.

2) https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/12/18/konsultatsiya-dlya-roditeley-prazdniki-v-detskom-sadu

 

      Хочаце вырасціць адоранае дзіця? Ўдалы падыход да дзяцей. Які ён?

    Адораныя дзіцi - гэта асаблівыя дзіцi. Для iх характэрна надзвычайная дапытлівасць і патрэба ў спазнаньні, энергічнасць і яркая незалежнасць. Такія дзеці часцяком апярэджваюць сваіх аднагодкаў па ўзроўні інтэлектуальнага і творчага развіцця. Імкненне да творчай дзейнасці лічыцца адметнай характарыстыкай адораных дзяцей. Яны выказваюць уласныя ідэі і адстойваюць іх.
   Але адораныя дзеці- гэта перш за ўсё дзеці. Бацькі імкнуцца да таго, што здаецца ім лепш. А няўдачы прадыктаваны не дрэннымі намерамі, а адсутнасцю разумення, або вопыту.
   Каб паменшыць бацькоўскія трывогі і дапамагчы чэрпаць радасць у выхаванні сваіх адораных дзяцей, дазвольце вам даць некалькі саветаў.
   Па-першае, не абмяжоўвайце дзіцяці рамкамі, а развівайце яго інтарэсы і стаўце перад ім новыя,  займальныя задачы.
   Па-другое, вам варта надаць спецыяльнае ўвагу праблеме развіцця і выхавання і шукаць інфармацыю як у літаратуры, так і ў зносінах з іншымі бацькамі і спецыялістамі.
   Па-трэцяе, паспрабуйце прысвяціць тыдзень дбайнаму назіранні за дзіцем, за яго інтарэсамі і штодзённымі заняткамі. Гэта дапаможа вызначыць напрамкі, у якія лепш ўсё ўкладваць час і сілы.
   Па- чацвёртае, развіваючы дзіцяці, прымiце пад увагу яго здольнасці, магчымасці і індывідуальнасць. Здольнасці да абстрактнага і складанага мыслення, маўленчая або матэматычная лёгкасць, або да iмкненне да мастацкай творчасці з'яўляюцца адным з параметраў адоранасці. Магчымасці павінны ўключаць ранні вопыт у той вобласці, да якой імкнецца дзіця, каб забяспечыць яго зацікаўленасць і актыўнасць. Індывідуальнасць можа спрыяць або тармазіць развіццё здольнасцяў і актыўнасці у іх праяве (напрыклад флегматыкі не надта кантактны, і таварыскія і дадатковыя заняткі ў гуртках і секцыях могуць замест жаданага задавальнення прычыняць ім адны пакуты, у выніку чаго яны адмовяцца ад праявы і развіцця сваіх здольнасцяў).
  У дапамогу вам, дарагiя бацькi, будуць назiраннi псiхолага Дэвіда Льюіса, якi склаў спіс сцвярджэнняў,  вынікаючых з шырокага матэрыялу па вывучэнні вопыту тысяч сем'яў, дзе маюцца адораныя дзеці. Гэтыя сцвярджэнні тыпізуюць ўдалы падыход да стымулявання пазітыўнага разумовага развіцця.
1. Я адказваю на ўсе пытанні дзіцяці наколькі магчыма цярпліва і сумленна.
2. Сур'ёзныя пытанні і выказванні дзіцяці я ўспрымаю ўсур'ёз.
3. Я паставіў стэнд, на якім дзіця можа дэманстраваць свае працы.
4. Я не лаю дзіцяці за беспарадак ў яго пакоі або на стале, калі гэта звязана з творчым заняткам і праца яшчэ не скончана.
5. Я падаў дзіцяці пакой або частка пакоя выключна для яго заняткаў.
6. Я паказваю дзіцяці, што ён любім такім, які ён ёсць, а не за яго дасягненні.
7. Я даручаю дзіцяці пасільныя клопату.
8. Я дапамагаю дзіцяці будаваць яго ўласныя планы і прымаць рашэнні.
9. Я бяру дзіцяці ў паездкі па цікавых месцах.
10.Я дапамагаю дзіцяці палепшыць вынік яго працы.
11.Я дапамагаю дзіцяці нармальна мець зносіны з дзецьмі з розных сацыяльных і культурных слаёў.
12.Я ўсталёўваю разумны паводніцкі стандарт і сачу, каб дзіця яму ішоў.
13.Я ніколі не кажу дзіцяці, што ён горш за іншых дзяцей.
14.Я ніколі не караю дзіцяці пакоры.
15.Я забяспечвалі дзіцяці кнігамі і матэрыяламі для яго любімых заняткаў.
16.Я прывучаць дзіця думаць самастойна.
17.Я рэгулярна чытаю дзіцяці.
18.Я прывучаць дзіця да чытання з малых гадоў.
19.Я заклікаю дзіцяці прыдумляць гісторыі, фантазіяваць.
20.Я ўважліва стаўлюся да індывідуальных патрэбам дзіцяці.
21.Я знаходжу час кожны дзень, каб пабыць з дзіцем сам-насам.
22.Я дазваляю дзіцяці прымаць удзел у планаванні сямейных спраў і падарожжаў.
23.Я ніколі не дражніць дзіцяці за памылкі.
24.Я хвалю дзіцяці за вывучаныя вершы, апавяданні і песні.
25.Я вучу дзіцяці свабодна мець зносіны з дарослымі любога ўзросту.
26.Я распрацоўваю практычныя эксперыменты, каб дапамагчы дзіцяці больш даведацца.
27.Я заклікаю дзіцяці знаходзіць праблемы і затым вырашаць іх.
28.В занятках дзіцяці я знаходжу годнае хвалы.
29.Я не хвалю яго беспадстаўна і няшчыра.
30.Я сумленны ў ацэнцы сваіх пачуццяў да дзіцяці.
31.Не ІСНУЕ тэм, якія я цалкам выключаю для абмеркавання з дзіцем.
32.Я даю дзіцяці магчымасць сапраўды прымаць рашэнні.
33.Я дапамагаю дзіцяці быць асобай.
34.Я дапамагаю дзіцяці знаходзіць вартыя ўвагі тэлепраграмы.
35.Я развіваю ў дзіцяці пазітыўнае ўспрыманне яго здольнасцяў.
36.Я ніколі не адмахваліся ад няўдач дзіцяці, кажучы: «Я гэтага таксама ня ўмею».
37.Я заахвочваю ў дзіцяці максімальную незалежнасць ад дарослых.
38.Я веру ў разумны сэнс дзіцяці і давяраю яму.
39.Я аддаю перавагу, каб асноўную частку працы, за якую ўзяўся дзіця, ён выконваў самастойна, нават калі я не ўпэўнены ў пазітыўным канчатковым выніку.
   Бацькам карысна пазнаёміцца з гэтымі сцвярджэннямі. Калі вы згодны з 20% з іх, то, верагодна, над астатнімі варта яшчэ падумаць. Але калі яны вас ладзяць цалкам ці хаця б на 90%, мабыць, вам варта некалькі астудзіць выхаваўчы запал і даць большую свабоду як сабе, так і дзіцяці. Трэба бачыць розніцу паміж стымуляваннем здаровага развіцця і парніковым вырошчваннем.

Источники: 
1) https://ds35.goroo-orsha.by/о-нас/методические-рекомендации/патриотическое-воспитание-материалы-педагогов  
2) https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/12/18/konsultatsiya-dlya-roditeley-prazdniki-v-detskom-sadu

Белорусский фольклор в музыкальных играх

        В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребёнка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, коллективизма, развивает его умственные и творческие способности.  Игра приносит ребёнку радость и является неотъемлемой частью его деятельности.
         В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под белорусскую народную музыку.
         Народные игры – наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществляется в трёх аспектах:

  • Речевого (словесного) общения
  • Ритмического или мелодического выражения
  • Совместных движениях и действиях

        Знакомя ребёнка с самого раннего возраста с белорусским фольклором, с белорусской музыкой, даём ему представления о своём народе, его истории.
        Народные игры образны. Они развивают у ребёнка ловкость, осторожность.  Элемент состязания, заключённый в игре, привлекает ребёнка, создаёт определённый настрой.  Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой.  Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к белорусской музыке.
        Самая простая мелодия с хорошей гармонизацией, в хорошей музыкальной обработке становится ярче, выразительнее и воспринимается детьми с большим чувством, приучая их к правильному звучанию, воспитывая музыкальный вкус.
        Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве, в них много юмора и шуток.  Это хороводные игры, игры в которые входят присказки, приговорки, припевки, потешки, считалки и, конечно же, сказки.
         Игра-драматизация помогает детям полнее воспринимать художественное произведение, развивает у детей наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе и как итог - любовь к родному краю.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Младший дошкольный возраст:

 Игра «АУ-У-У!»

         Дети за стульчиками  прячутся от взрослого.
          Воспитатель ищет детей и поёт песню:

- Адкажыце, дзецi, дзе вы?
Зараз вас шукаць пайду.
Сонейка высока свецiць,
Я шукаю – не знайду.
          Воспитатель «находит» детей, поёт:
Вось яны, вось яны, дзеткi дарагiя.
 Вось яны, вось яны, дзiцяткi малыя!
          На припев дети выбегают и танцуют.

 

Средний дошкольный возраст:

 Игра «АРЭЛI»

    Атрибут:  красиво оформленный обруч с лентами – это качели.

Воспитатель: Запрашаю на арэлi, калiласка, дзецi, селi.        
                        Гляньце, вы не толькi самi –
                         Сонца гушкаецца з вамi.
     Дети берутся за ленты, и двигаясь (топотушками ) медленно, затем, всё  быстрее  по кругу имитируют катание на карусели.
         Все поют: Гой да, гой да, на арэлi селi.
                            Гой да, гой да,  песеньку запелi.
                            Вось як, вось як, хутка раскачалiсь,
                            Вось як, вось як, весела смяялiсь. 

 

Старший дошкольный возраст:

 

Игра «АДГАДАЙ, ЧЫЙ ГАЛАСОК?»

       Дети стоят в хороводе, ведущий в центре.  Ведущему завязывают глаза. Дети идут и поют:  
              Сталi ý круг, i - раз, два, тры!
              Павярнулiся , сябры! –
Поворачиваются лицом в круг:   А як скажам – скок, скок, скок,
                                                        Адгадай, чый  галасок?
Воспитатель дотрагивается  до какого-нибудь ребёнка. Он поёт:
                               Як скажу я – скок, скок, скок,
                               Адгадай, чый  галасок?  

 Игра «ГАРЛАЧЫК»

         Дети стоят в хороводе.  В центре круга ведущий, с горлачиком  в руках,  пританцовывает.  В нём деревянная ложка.
Дети идут в хороводе и поют:
 За гарлачык гэты
                                                    Дам табе я крышку:
                                                    Каб нiколi не хварэць –
                                                    Маннай кашы лыжку.
        Ведущий двигается подскоком в любом направлении и ставит горлачик между двумя детьми.  Они должны быстро оббежать круг и взять ложку. Кто первым поднимет ложку, становится ведущим.

 

Игра «БЛIНОК»

       В центре круга ведущий  с блином в руках. Дети идут в хороводе и поют:
                Ой, ты, блiн-блiнок, залацiсты бачок .
                На смятане мешаны, на патэльне печаны.
                Многа нас, а ты адзiн,  хутка з кола вызадзi.
               Адзiн, два, тры – бяжы!
       Ведущий двигается подскоком в любом направлении и останавливается между двумя детьми.  Они должны быстро оббежать круг и взять блин. Кто первым возьмёт, становится ведущим.

 

https://ds35.goroo-orsha.by/о-нас/методические-рекомендации/патриотическое-воспитание-материалы-педагогов  

Нам любая непогода не проблема, не беда! Танцевать нас приглашает Разноцветная игра! Становись скорее в круг, и танцуй, мой милый друг! Веселее подпевай - вместе с нами поиграй!

Меню раздела